Будущее, вне всякого сомнения, за ресурсосберегающими технологиями. При этом ученые видят большой потенциал в переработке мусора, например, отслуживших свое шин. Шины, оказываясь на свалках, наносят природе непоправимый ущерб. Только 20% покрышек перерабатывается в мире сейчас. Еще 16% сжигается, а «львиная» доля, 63% просто захоранивается на полигонах. Стоит понимать, что это тупиковый путь, ведь разложение покрышек в естественной среде занимает столетия, а «срок жизни» шины едва достигает пяти лет. Российские ученые нашли хорошее применение старым шинам.
Их можно успешно перерабатывать в востребованный продукт – жидкое топливо. Исследователями НИТУ «МИСиС» была разработана уникальная технология, обеспечивающая получение высококачественного топлива для морских судов, эксплуатирующихся в арктической зоне. Ученые озвучили основные преимущества технологии. Топливо не уступает уже известным образцам по теплоте сгорания, но не замерзает вплоть до 52 градусов Цельсия. Кроме того, сгорание топлива характеризуется меньшим количеством выбросов гарного газа и углекислого газа, оксида серы и оксидов азота.
Новое арктическое топливо было получено с применением перспективной технологии парового пиролиза, адаптированной к столь необычному сырью. Покрышки обрабатывались паром в специальном реакторе при температурах, близких к 500 градусов. Такой подход позволяет получать не только жидкие углеводороды, но и полукокс и даже горючие газы. Наибольший интерес представляет жидкое топливо, которое может стать отличной заменой мазута и топлива, используемого в промышленных дизелях. При этом паровой пиролиз не только эффективен, но и более безопасен. Кроме того, технология позволяет задавать определенные свойства получаемых продуктов, что делает процесс более управляемым.
Дополнительным преимуществом методики НИТУ «МИСиС» является возможность организации процесса пиролиза в уже существующих пароводяных котлах без их модернизации. Это позволит обеспечить внедрение технологии без дополнительных затрат.