Как сделать российские дороги «вечными» и причем тут оптоволокно?
Одной из проблем современной России были и остаются дороги. Даже использование современных технологий в дорожном строительстве не позволяет получать покрытия, способные служить десятки лет без ремонта, как в других странах. И тут вина не только дорожников, которых многие считают нерадивыми, но постоянно растущих нагрузок и сурового климата, где экстремальная жара сменяется не менее экстремальными холодами.
Исследователи из Пермского политехнического института провели анализ деформаций традиционного асфальтобетона. Оно позволило выяснить, что трещины и другие дефекты становятся следствием деформаций сжатия и растяжения. Повысить прочность покрытия практически невозможно. Решить проблему можно только за счет поиска и применения новых материалов, лучше отвечающих условиям эксплуатации. И тут родилось решение испытать для укрепления асфальтобетона отходы производства оптического кабеля.
Отходы, представляющие опасность и требующие утилизации, могут оказаться отличным решением для армирования дорожного полотна. В ходе эксперимента было проведено сравнение характеристик асфальтобетона, включающего в себя такие традиционные компоненты, как щебень, отсев, специальный минеральный порошок и битум в одобренных отраслевыми стандартами пропорциях, и аналога с добавлением 1% отходов оптического волокна. Результат превзошел самые смелые ожидания!
Как оказалось, всего 1% армирующих волокон улучшает устойчивость покрытия к нагрузкам на 14%. Модифицированный асфальтобетон также показал лучшие характеристики к воздействию влаги, сдвигам и пределу прочности. Технология пермских ученых может и должна быть внедрена в отечественной дорожной отрасли. Она может дать большой финансовый эффект и улучшить качество российских автодорог.
Тем временем разработан новый асфальт, который сам борется гололедом и снегом.