Как стать «неинтересным» для телефонных мошенников?
Большинству россиян с определенной периодичностью звонят самые разные незнакомцы. Они представляются кем угодно, но только не собственным именем. Это мошенники, которые хотят только одного – обмануть вас, заполучить ваши деньги и персональные данные. Все их действия выстроены в соответствии с определенными алгоритмами. Чтобы остаться «при своих» потенциальной жертве нужно совсем немного – нарушить эти алгоритмы, лишить мошенника уверенности в себе, перевести беседу в другую плоскость.
Кажется, что это просто, но по факту дело приходится иметь с хорошо подготовленными психологами, грамотно просчитывающие варианты развития разговоров. Тем не менее шансы одержать верх в словесном поединке все же есть и нужно обязательно воспользоваться ими. Мошенники, установив контакт, начинают давить на слабые места и часто находят их, играя на типичных слабостях и страхах. Важно не поддаться первым впечатлениям, взять небольшую паузу и убедить самих себя в том, что вы ничего не обязаны делать из того, что вам диктует голос в трубке.
Если вы считаете себя впечатлительным и доверчивым человеком, наложите табу на любые действия с финансами, которые нужно выполнить немедленно без обдумывания и проверки. Важно сбить мошенника с намеченной им канвы беседы. Сделать это можно, задавая вопросы. Например, спокойно и внятно можно попросить назвать полное наименование организации, которую представляет звонящий с указанием юридического адреса, ИНН, номера телефона. Чем спокойней и непринужденней будут задаваться вопросы, тем больше шансов, что мошенник решит найти себе более доверчивую жертву.
Эксперты обращают внимание на то, что мошенники специально ведут разговор так, чтобы у человека не было времени на принятие решения. Вот тут и нужно насторожиться — любая проблема может потерпеть. Услышав в трубке что-то «тревожное и срочное», нужно досчитать до десяти и завершить разговор, избегая слов и выражений, которые могут быть использованы, как ваше согласие на что-либо. Например, достаточно внятно предупредить о том, что вы уже записали данный диалог и сами позвоните в организацию, которую сейчас «представляет» мошенник.
Второй эффективной линией поведения может стать смена ролей в диалоге. Возьмите инициативу и начните последовательно задавать самые разные вопросы, настаивая на ответах. Выстроите некую психологическую дистанцию, которая будет устраивать вас. Уточняйте подробности и детали, самые разные и малозначительные. Есть большие шансы на то, что мошенник «спалится» на них и перестанет докучать. Исключите спешку при принятии решений. Такой подход позволит сохранить средства на счетах и разуверит преступников в их профессионализме.