ГаджетыТехника для дома

Кто победит? Электронный мусор, или мы?

Проблема мусора становится все более острой. В наши дни, наверное, нет ни одного человека, который бы не признавал ее существования. Однако, нужно не только признавать наличие проблемы, но и искать способы ее устранения. А вот с этим у людей не все так гладко, как с рассуждениями и разговорами. Если пустить ситуацию «на самотек», то планета уже в самое ближайшее время превратится в гигантскую помойку, под которой будет погребено все человечество.

Кто победит? Электронный мусор, или мы?

Говоря о проблеме мусора, вообще, нужно не забывать углубляться в детали и конкретизировать. Это поможет найти выход из ситуации. Например, есть так называемый «электронный мусор». И в последние годы ситуация с ним явно начала выходить из под контроля. Кажется, что решение вполне очевидно – нужна индустрия переработки, гигантский шредер, который измельчит все эти телевизоры, компьютеры и холодильники. Как было бы хорошо, если бы все было так просто!

Мы — общество потребления!

Решение проблемы гораздо глубже, чем можно подумать. Оптимальный алгоритм можно выработать только поняв, что заставляет человека мусорить так, как он делает сейчас. Если говорить только об электронном мусоре, то можно сразу же найти «виноватого». Это ставшее традиционным для многих стран «общество потребления». Долгие годы поколения людей воспитывались на его идеях и ценностях. Они крепко засели в наших головах, от них сложно отстроиться, но именно в этом находится ключ к спасению.

Теперь уже мы, далекие потомки, начинаем понимать, как были неправы те, кто предложил получать самое лучшее, пренебрегая хорошим. Кто победит? Электронный мусор, или мы?Это выражение может показаться странным, но истина становится видна, если посмотреть на то, как мы живем, под несколько другим углом. Например, люди сознательно отказываются от полностью исправного смартфона, когда появляется более новая и функциональная модель. Или меняют телевизор только потому, что у него чуть больше экран. Вещи, которые устарели только морально, отправляются на свалку – они больше никому не нужны!

Учитывая, что объем производимой электроники стремительно растет последние несколько десятилетий, растут и объемы электронного мусора. Мусорные полигоны в буквальном смысле завалены отработавшими свой век телевизорами и мобильниками, компьютерами и холодильниками. Отворачиваться от проблемы и пятиться назад больше нельзя. Если продолжать делать это, то можно легко пройти «точку невозврата» и тогда даже при желании нельзя будет исправить ситуацию.

Что говорит статистика?

Когда говорят, что «статистика есть сила», то не врут. В нашем случае только достоверные статистические данные могут открыть глаза на истинный масштаб проблемы. Вот только некоторые цифры на тему электронного мусора. Так, за 2019 год (за год текущий данные еще не собраны) человечество совокупно генерировало 53,6 млн. тонн мусора данного типа. Если обратиться к статистике за прошлые пять лет, то можно обнаружить, что этот объем вырос не менее, чем на 20%.

В то время, когда в ряде стран процветает нищета и голод, а люди лишены элементарных удобств, общая стоимость «электронного мусора», произведенного людьми за год, достигает 55 миллиардов долларов. Это сравнимо с годовыми бюджетами средних по уровню жизни стран. При этом есть и еще одна проблема – этот тип мусора не перерабатывается должным образом. Только 17.4% общемирового объема выброшенных на свалки электротехнических товаров перерабатываются повторно.

Однако, никому не нужная электроника, это не только стекла мониторов и пластиковые корпуса, но и различные электронные компоненты, содержащие драгоценные металлы. Вместо того, чтобы разработать эффективные технологии выделения драгметаллов из них, люди продолжают опустошать недра в поисках золотоносных жил. Уже однажды добытые ценные материалы фактически никому не нужны – как еще можно объяснить их нахождение в составе выброшенной техники на мусорках!?

Кто победит? Электронный мусор, или мы?

Однако, число компаний, работающих над идеями качественной переработки электронного мусора сравнительно невелико. Пионеры этого важного направления заслуживают самого большого уважения, ибо они пытаются сделать реальные шаги к спасению человечества и планеты. В качестве примера можно привести технологии, с которыми можно ознакомиться на https://netmus.ru/.

Статистика выявила и самых активных «мусорщиков». Оказывается, самая большая доля мусора приходится на страны Азии — 24,9 миллионов тонн. Несколько меньше мусорят страны Северной и Южной Америк – совокупно 13,1 миллионов тон, а доля стран Европы — 12 миллионов тонн. Меньше всего списанной до статуса мусора электроники поступает из Африки и Океании – соответственно, 2,9 и 0,7 миллионов тонн.

Если же провести рейтинг отдельных государств, то тут явно лидирует Китай с показателем в 10,1 миллиона тонн. На втором и третьем месте этого мусорного рейтинга стоят Соединенные Штаты и Индия — 6,9 миллионов тонн и 3,2 миллиона тонн, соответственно. В перерасчете на число жителей, самыми незадачливыми потребителями стали северо-европейцы – они отправляют на мусорку (в среднем на человека) 22.4 килограмма электроники и электротехнических приборов в год. Этот же показатель у их соседей из стран Восточной Европы не поднимается выше 11.2 кг/год.

Электронный мусор, как угроза экологии и жизни

Необходимость переработки обоснована не только возможным экономическим эффектом таких производств, но и тем, что электронный мусор является серьезной угрозой для экологии. Если такой мусор не перерабатывается, или его переработка не налажена надлежащим образом, то возникает опасность не только отравления окружающей среды, но и угроза для здоровья и жизни людей.

В качестве примера такой опасности можно привести ртуть, содержащуюся в люминесцентных лампах, мониторах, телевизорах и прочей электронике. Этот метал, попадая в природу, вредит всему живому. Согласно подсчетам ученых, на свалки в составе техники ежегодно привозят не менее 50 тонн ртути. Не менее опасна и двуокись углерода. Это вещество высвобождается в процессе утилизации холодильной техники. Только за 2019 год в атмосферу было выброшено благодаря мусору не менее 98 тонн, что сопоставимо с выбросами двуокиси углерода такой страны, как Бельгия.

Кто победит? Электронный мусор, или мы?

Так же стоит более внимательно рассмотреть сам процесс переработки. Он может существенно отличаться. В бедных странах к нему привлекают не только неквалифицированных рабочих, но и используют труд детей, ведь им можно платить меньшую заработную плату. Учитывая, что в технике немало опасных веществ, а все ценное извлекается во время такой переработки вручную, люди, занятые в этой отрасли, подвергают свое здоровье реальной опасности.

Электронному мусору нужен закон!

Пока утилизация электронного мусора не регулируется в должной мере законодательно, вряд ли стоит ожидать большого прогресса в этом направлении. Безусловно, требуется введение жестких нормативов переработки для ритейлеров и производителей. Кроме того, государство должно предусмотреть, не только «кнут», но и «пряник» — для компаний, занимающихся переработкой и наращивающих ее объемы, должны быть обеспечены преференции и гарантии поддержки.

Если говорить не про абстрактное государство, а про нашу страну, то сегодня в обязательном порядке перерабатывается не более 15% от всего объема электротехнических товаров. По поручению президента РФ Владимира Путина разрабатывается норма, согласно которой импортеры и ритейлеры получат новую обязанность. Предполагается, что они должны будут утилизировать всю технику по истечении срока ее службы.

Из-за начавшейся пандемии принятие закона было отложено, что ни в коем случае не лишает надежды на то, что он будет принят в самом ближайшем будущем.

Следите за нашими статьями в Telegam, Дзен, VK и OK

Артур Акопян

В своих текстах я стремлюсь к тому, чтобы они были понятными, интересными и увлекательными. Для этого я использую простые слова, наглядные примеры и визуальные материалы. Моя цель — не только донести информацию до читателя, но и вдохновить, мотивировать и дать новые знания.

Добавить комментарий


Читайте так же:

Back to top button