Водоросли сделают асфальт прочнее и экологичнее
Учёные предложили новый способ укрепления дорожных покрытий с помощью необычного компонента — масла из водорослей. Разработанное на его основе эластичное связующее призвано дополнить или частично заменить традиционный битум, что особенно актуально для регионов с суровым климатом. Оно способны повысить устойчивость асфальта к проникновению влаги, придать ему дополнительную гибкость и даже заложить основу для эффекта самовосстановления микротрещин. Всё это в перспективе способно увеличить срок службы дорог и снизить затраты на их постоянный ремонт.
Для поиска оптимального источника сырья специалисты провели компьютерное моделирование, изучив свойства масел, выделенных из четырёх различных видов водорослей. Наиболее перспективными оказались пресноводные зелёные микроводоросли Haematococcus pluvialis. Масло, полученное из этого вида, продемонстрировало наивысшую устойчивость к смоделированным нагрузкам и наилучшую защиту от разрушительного воздействия воды, которое является основной причиной образования выбоин. Чтобы проверить теорию на практике, лабораторные образцы асфальта с добавлением нового связующего подвергли многочисленным тестам.
Эксперимент подтвердил высокую эффективность материала: способность покрытия восстанавливаться после деформации улучшилась на впечатляющие 70 процентов по сравнению с обычным асфальтом на нефтяной основе. Помимо очевидного выигрыша в долговечности, эта технология обладает значительным экологическим преимуществом. Согласно расчётам исследователей, замена всего 22% традиционного связующего на аналог из водорослей теоретически может сделать производство дорожного покрытия углеродно-нейтральным.
Аномальная жара превращает дороги в асфальтовый трамплин.




