Не так давно искусственный интеллект был для широкой общественности чем-то из сферы научной фантастики. А теперь мы постоянно наталкиваемся на обсуждение потенциала искусственного интеллекта в разных сферах нашей жизни. Что ждет нас дальше?
Первый прорыв в области искусственного интеллекта произошел после 1997 года, когда IBM представила компьютер Deep Blue. Этот искусственный интеллект впервые обыграл шахматного гроссмейстера Гарри Каспарова в 2 матчах. А уже через 10 лет ИИ одолел человечество практически в каждой существующей игре, включая Го. От усвоения игр к созерцанию смысла жизни, ИИ достиг значительного прогресса за прошедшие несколько лет. Но чего нам ждать дальше? Попробуем разобраться
Обычная речь вместо специальных команд
Одной из главных проблем, которая постоянно сужает сферу применения ИИ, стало использование обычной человеческой манеры общения для работы с компьютерами. Вам прекрасно знакомы ситуации, когда вы пытаетесь воспользоваться голосовым помощником или голосовым управлением компьютера.
Поскольку использование чат-ботов в обслуживании клиентов и бизнес-приложениях становится все более распространенным, все большее значение приобретает способность распознавать нюансы человеческой речи. Google пока лидирует в создании ИИ, который не отличался бы от человека в разговоре. 2 года назад чат-бот даже пытался дискутировать о смысле жизни. Еще каких-то лет 10 подобных экспериментов, и клавиатура не будет нам нужна.
Распознавание эмоций, как залог углубления связи между людьми и ботами
Сарказм, игра слов и другие подобные тонкости человеческой речи пока недоступны для искусственного интеллекта. Однако главная проблема, с которой сталкивается ИИ — это способность распознавать человеческие эмоции. Чат бот, который может распознать, когда человек разочаровывается, и соответственно адаптирует свое поведение к этим изменениям, пока еще не создан. Потенциал такого прорыва выходит за рамки делового мира.
В течение прошлого десятилетия психиатры и психологи работали над созданием искусственного интеллекта, который смог бы выступать консультантом в случаях, требующих психологической помощи без эмоционального предубеждения. Эта работа завершилась в 2014 году с образованием X2AI (Калифорнийская компания по разработке ПО) и запуском чат-бота, способного быть психотерапевтом. Бот под названием Karim уже использовался для лечения пациентов, страдающих от ПТСР. Полноценному бот-консультанту ещё предстоит пройти долгий путь к сокращению барьера по уровню расходов, чтобы сделать стоимость его использования приемлемой для большинства пациентов.
ИИ сделает анализ больших данных доступными для широких масс пользователей
Большие данные были одними из самых спекулятивных (и наименее понятных) сроков последних нескольких лет. Несмотря на то, что бизнес-потенциал, который заключается в анализе таких данных, огромный, задачи надлежащего анализа этих данных и составления соответствующих выводов не менее важным, чем само применение Big Data. Поскольку разработка методов ИИ и машинного обучения развиваться, она в корне изменит то, как мы взаимодействуем с большими данными.
Разговоры вокруг этических аспектов ИИ набирают обороты
Поскольку ИИ прогрессирует и на него возложена более важные задачи, вопрос об ответственности во многом зависит от понимания каждого, кто работает в этой области. Если искусственный интеллект совершит преступление, кто несет ответственность? Это будет компания, которая приобрела устройство, бизнес (или лицо), его разработал, или это должен быть сам искусственный интеллект?
Если ИИ-бот будет считаться ответственным за свое преступление, то как его за это наказать? Если его можно будет привлечь к ответственности и наказать, то не заслуживает ли он на амнистию и распространяются на него основные гражданские права? Казалось бы, что в какой-то момент для ботов, на основе искусственного интеллекта, потребуются таки же правила. Также все чаще становиться споры о том, на каком уровне искусственный интеллект может быть признан человеком.
Ажиотаж вокруг обсуждений ИИ пойдёт на спад
Если вы потратили много времени на чтение об ИИ в течение последних нескольких лет, неудивительно, что у вас могло возникнуть ощущение, что боты возьмут на себя весь груз задач и проблем, которые должно преодолеть человечество. Кроме того, может показаться, что все виды человеческого труда исчезнут, и останутся только роботы и работа для них. Однако не стоит спешить с выводами. Экономика вряд ли будет полностью зависеть от ботов в ближайшее десятилетие. Когда мы привыкнем взаимодействовать с ИИ и развивать лучшее понимание этого явления, шум вокруг искусственного интеллекта постепенно утихнет.