25 кадр — правда или ложь? Суть эффекта, стандарты в кинематографе и возможности человеческого зрения

25 кадр — правда или ложь? Суть эффекта, стандарты в кинематографе и возможности человеческого зрения

На заре появления кинематографа считалось, что чем меньше частота кадров, тем больше можно использовать киноленту и естественно это было выгодно для индустрии.

Стандарты в кинематографе

В эпоху немого кино неофициальным стандартом считали 16 к/с, которых было достаточно для создания иллюзии движения. Если вы начнете смотреть кино начала 20 века, вам будет казаться, что оно какое-то замедленное из-за непривычно низкого FPS. Позже выяснилось, что человеческий глаз комфортно воспринимает 24 к/с, поэтому в кинематографе это количество принято считать за стандарт.

Но в далеком 1957 году Джеймс Вайкери заявил, что если добавлять 25 кадр, который человек не успеет осознать и уловить, то можно влиять на его подсознание. Более того, он рассказал, что доказал данную теорию, используя эту технологию на триллере «Пикник». В ходе летнего сезона, благодаря волшебному 25-му кадру, продажа Coca-Cola в кинотеатре повысилась на 17%, а продажи попкорна — на 50%, и все благодаря фразам «пейте колу» и «ешьте попкорн», которые постоянно мелькали на экране.

Суть эффекта 25-го кадра

Термин 25 кадр использовался далеко не сразу. Изначально данный эффект называли сублиминальной рекламой. Для того чтобы разобраться в сути самого эффекта, стоит рассмотреть работу проекторов кинотеатра. Если показывать 24 кадра друг за другом, то изображение будет казаться мерцающим, а у зрителей начнут болеть глаза.

Поэтому после каждого кадра объектив проектора на мгновение закрывается шторкой. В это время пленка передвигается на следующий кадр, но наши глаза этого просто не замечают, зато картинка кажется плавной. Именно в этот момент, когда шторка закрывает основное изображение, со второго проектора демонстрируется тот самый 25 кадр, яркость которого немного ниже по сравнению с фильмом.

Эта новость вызвала настоящий ажиотаж в Соединенных Штатах, а сам Джеймс запатентовал свою чудо-технологию, которой  заинтересовались многие компании. Всем хотелось узнать, как это работает, что совсем не удивительно: большие корпорации могли бы заработать на ничего не подозревающим зрителе.

Бизнесмен отказался открывать секрет, но согласился продемонстрировать эффект 25 кадра во время показа фильма в январе 1958 года. На сеанс собрались ученые, психологи, журналисты и конгрессмены. Однако, результат оказался плачевным, никто так и не почувствовал обещанного волшебства.

Позже Джеймсу предложили повторить эксперимент, на всех телестанциях CBC. Никто не знал, какое послание будет зашифровано в трансляции. В течение получасового шоу 25 кадром крутили фразу «звони прямо сейчас». Но вот незадача, никаких звонков в это время так и не поступило.

Возможности человеческого зрения

Несмотря на то, что общепринятой нормой считаются 24 к/с, человеческий глаз способен воспринимать видеоряд со скоростью 60 FPS, в котором снимают уже многие смартфоны. Трилогия «Хоббит» была снята с непривычными для большого кино 48 к/с, а некоторые фильмы с Брюсом Ли в 32 FPS, поскольку стандартная съемка просто не успевала уловить его молниеносные движения. И даже 60 FPS это не предел. Способность к восприятию большого количества изображений повышается с увеличением концентрации. Именно поэтому геймеры выбирают 144-герцовые экраны, ведь в момент игры они крайне сосредоточены.

Итак, вернемся к великому открытию прошлого века. Все в том же 1958 году содружества психологов Америки изъявило желание провести собственное исследование, которое показало, что действия 25-го кадра это выдумки, а сам Джеймс Вайкери — обманщик. Жирную точку в правдивости проведенном Джеймсом эксперименте поставил студент из Нью-Йорка, приехавший в тот самый кинотеатр, с которого якобы все начиналось.

Студент выяснил, что заявленное число испытуемых, а их по словам Вайкери было несколько тысяч, физически не могло посетить зал на указанный промежуток времени, а сам директор кинотеатра и вовсе не был в курсе каких-либо экспериментов. И только через пять лет, в 1962 году, Джеймс сознался, что все результаты были сфабрикованы. Тем не менее на своей неработающей идее он уже успел заработать $22 млн.

25 кадр в России

Самое интересное, что в Россию шокирующая новость, как всегда, пришла с огромным запозданием. После распада Советского Союза стало проще получать информацию о том, что происходит и происходило за рубежом. Поэтому в 90-х годах на просторах нашей необъятной страны начали рассказывать о видеокассетах, которые помогут выучить иностранный язык и отказаться от вредных привычек без каких либо усилий.

Пока наши СМИ били тревогу о новом методе зомбирования, их иностранные коллеги лишь усмехались, ведь они уже прошли этот этап еще 40 лет назад. В 2006 году было принято решение запретить использование скрытой рекламы с 25 кадром на законодательном уровне, после чего все россияне с облегчением выдохнули.

Подводя итоги можно с уверенностью заявить, что влияние 25 кадра на человека является откровенной ложью и было ею с момента зарождения этого эффекта.


Следите за нашими статьями в Telegam, Дзен, VK и OK
Exit mobile version